Азат Ханнанов (azatkhan) wrote,
Азат Ханнанов
azatkhan

«Мультимедиа и трансмедиа – нестрогая интерпретация в образовательном контексте»

Transmedia
Заметка, подготовленная как дополнение к докладу «Трансмедийные технологии в профориентации и обучении в сфере искусств» на конференции «Цифровое образование 2013».  Опубликована и открыта для комментариев также в моем личном аккаунте в Фейсбуке, а также на сайте АНО "ИИТО" в разделе "Хроника".

Мультимедиа как интеграция по объекту
Что такое «мультимедиа» (ММ)?
Ответ, лежащий на поверхности: это «многомедиа», одновременное использование различных типов передачи информации (текст, аудио и видео) для различных сенсорных каналов восприятия. Эксперты обычно добавляют, что это такое использование, при котором, работая вместе, разные медиа дополняют друг друга, создают «синергетический эффект».
Другими словами, интеграция, новое качество, несводимое к сумме слагаемых.
Но на каком основании происходит интеграция? Каков принцип объединения этих разных медиа?
Я придерживаюсь точки зрения, что ММ – это интеграция технологических средств коммуникаций по объекту. Так сказать, «по месту».
Изначально мотивацию можно реконструировать примерно так: мы умеем делать и картинки, и видео в единой электронной среде. Давайте объединим все это в одном продукте – сделаем богатый, иллюстрированный мультимедиа-объект, в котором все возможности разных электронных технологий будут работать друг на друга. Возможно, даже создадут новое качество.
Заметьте, что по типу это инженерная инновация. Психология восприятия, коммуникативная эффективность, дидактика – вторичны, о них думают postfactum. ММ технологии – это феномен технических средств и их авторов, ищущих применение своим силам. Как и большинство т.н. «технологических стартапов». Есть средство, ищем под него функцию, или задачу, которую оно могло бы выполнять.
При этом задачу инженеры ищут в областях, в которых они не являются специалистами. С не всегда очевидными шансами на успех.
Как это часто бывает, подобное простое «техническое» решение сложных нетехнических проблем встречает понимание и одобрение чиновников. Красивая картинка на огромном мониторе? Да еще и крутится? Со звуком? Великолепно! Особенно впечатляет при трехминутном визите высокого начальства. Так, давайте госпрограмму напишем, институты откроем, госзакупки, само собой… . Занавес.

Трансмедиа как интеграция по функции контента
Обратимся теперь к трансмедиа.
«Трансмедиа» (ТМ) означает «переход, перемещение из медиа в медиа». Так сказать, «бег (полет) по разным медиа». Самое главное, что эти медиа могут быть распределены по разным объектам (пространственно) и во времени.
Речи о комплексном, но все-таки едином предмете восприятия (как в случае с ММ),  уже нет.
Важно отметить, что ТМ «убежало» так далеко, что рамки электронных сред для него уже стали тесны. Поскольку нет единого (в большинстве случаев для ММ – электронного) объекта, (транзитным) элементом ТМ может быть любое медиа. Включая рукописный текст на куске бумаги, приклеенном к столбу.
Понятно, что разработчикам электронных средств здесь уже не очень интересно. Ведь в ТМ широко вовлечены и обычные (не 3D и не цифровые) киношники, и старые добрые радийщики, и просто художники-оформители с их гуашью и ватманом. Все получают равные права. Главное, что инновационность здесь не связана с технической реализацией, поскольку используются, в том числе, давно устоявшиеся технические средства. Кстати, поэтому ТМ, в основном, занимаются не технические специалисты, а медийщики, т.е. люди, занимающиеся коммуникациями в масс-медиа. Поскольку движущей силой сегодня чаще всего выступает капитал, то в первую очередь, разумеется, это направление разрабатывается специалистами в области рекламы и маркетинга.
Каков же здесь принцип интеграции?
Осмелюсь предположить, что ТМ – это интеграция не по объекту, а по функции контента. Т.е. содержательная, коммуникативная (в частном случае – дидактическая) потребность определяет тип и последовательность использования различных медиа. Не обязательно в последовательном порядке. Иногда одномоментное использование нескольких медиа оправданно, в том числе и в электронной среде. Внешне это выглядит как ММ, но мотивация такого совмещения принципиально иная, нежели чем в ММ.
Чаще всего функциональная интеграция контента в ТМ происходит на основе драматургии повествования,  магического вовлечения слушателя/зрителя/читателя в канву нарратива. Иначе говоря, вместо объекта (как в ММ) интеграция происходит по процессу. По принципу бразильского сериала.
Поэтому часто ТМ путают со сторителлингом – «рассказыванием историй», новомодным ярлыком для фундаментальной коммуникативной формы взаимодействия. Это в некоторой степени оправданно, если интегративным принципом совмещения разных медиа является сюжет.
Очевидно, что такой интегративной основой могут быть и другие существенные характеристики, свойства контента. Например, ТМ широко используется для игровых форм коммуникаций. Здесь уместно вспомнить различные типы квестов (игр, требующих для победы решения разного рода задач), соединяющие в себе реальные и электронные среды развертывания. Можно предположить, что соревновательный, агонический, тип коммуникаций может востребовать ТМ подходы и для дидактических целей.
Другими вариантами, если говорить о создании учебного контента, могут быть: объединение по географическому или временному принципу, по жанру искусства, по имени художника/музыканта и пр. Наверное, в этом смысле особенно продуктивным может быть использование ТМ в обучении искусствам и в эстетическом воспитании в целом.

Некоторые преимущества трансмедиа перед мультимедиа для сферы эстетического воспитания
В ТМ есть ряд преимуществ перед ММ, актуальных именно в рассматриваемой области.
Например, в ТМ не так остра проблема information overload, «информационной перегрузки» – как минимум, по своей «вертикальной составляющей», при одновременном использовании многих сенсорных каналов.
При этом каждое медиа в ТМ естественным путем сохраняет в полном объеме специфику и потенциал своих средств воздействия. Иначе говоря, искусственного совмещения, например, различных жанров – только потому, что этого требует единство информационного объекта – здесь можно избежать. Как и подчиненного, «иллюстративного» положения некоторых из муз.
Важным преимуществом использования ТМ для эстетического воспитания может стать открытость этой даже не технологии, а принципа создания и использования различных медиа. В частности, мы уже говорили о том, что в ТМ весьма естественным и органичным выглядит «выход» на определенное время за пределы чисто электронных сред. Например, в виде самого обыкновенного посещения музея или концерта.
Но и электронные среды ТМ весьма отличаются от таких же электронных сред ММ. Ведь в силу своей гибридной природы –  а ТМ является одновременно и принципом организации контента, и принципом организации коммуникаций по поводу использования этого контента через соцсети и геймификацию – ТМ поощряют более комплексную интерактивность: не только с электронным объектом (как в случае ММ), но и между самими людьми, а также между людьми и физическими объектами (в дополнение к виртуальным).
Главное в ТМ – это применение технологий для решения содержательно-коммуникативных задач, интеграция по функции, а не по объекту. В этом случае ТМ (включая электронные среды) может быть привлекательным для создания учебного контента, а не упражнениями в программировании и аппаратной реализации, которые далеко не всегда можно приспособить к реальным задачам обучения и воспитания.
Tags: мультимедиа, сторителлинг, трансмедиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments